Для тех старшеклассников, что не воспитывались с юных лет в традиции самураев, подготовка к ЕГЭ может обернуться ментальным потрясением. Продолжительные нагрузки, высокая ответственность, бесконечная гонка за абстрактными числами, давление со стороны школы и родителей — всё это приводит к выгоранию и ставит крест на успешной подготовке к экзаменам. Последствия ясны.
Подобное может произойти с каждым, особенно это характерно для мотивированных старшеклассников — что уже научились вкалывать, но еще не научились отдыхать.
Чтобы сберечь подростка от выгорания, уделите внимание не только уровню его подготовки — но и общему самочувствию. Эта машина никуда не поедет, если сожжет все топливо еще до старта. Сейчас мы расскажем подробнее!
Что такое
Выгорание — это «острое эмоциональное истощение из-за постоянной или временной чрезмерной нагрузки». Обычно связано с интеллектуальными переработками. Характерно и для детей, и для взрослых, может быть связано с работой или учебой.
Проявляется в снижении продуктивности и может привести к полному истощению, апатии и психосоматическим заболеваниям. В запущенных случаях повышает вероятность ментальных расстройств, зависимостей, депрессии и суицидальных порывов.
А если проще
Старшеклассник год тренируется перед экзаменами. Упражнения не приносят облегчения, потому что не дают реального результата — экзамен еще не скоро, а пробники это просто пробники.
Учителя давят — нужен высокий балл, без ЕГЭ будешь на помойке жить, давай больше и быстрее. Родители тоже давят, возможно, даже молча, за счет очевидных ожиданий. Возможно, одноклассники своим примером провоцируют заниматься еще больше. Амбиции, стресс, ужас перед будущим, вес ответственности, чувство долга, неопределенность — всё это подталкивает ученика к тому, чтобы пахать десятки часов ежедневно. С первой минуты утра и до последней перед сном — он думает об учебе.
Сперва все идет хорошо. Молодой разум впитывает знания как промышленный насос. Ощущение усталости и переутомление воспринимаются как должное — ведь такими и должны быть серьезные тренировки. Но спустя недели моторчик ломается. Ученик просыпается утром и понимает — что больше так не может.
Нервная система словно говорит ему «Ну послушай, мне начинает казаться, что это не стоит того. Давай мы ничего больше не будем делать? Вот тебе тысяча причин. А если ты волевой персонаж— то я накину сверху физические препятствия. Отдыхай, игра окончена»
В чем проявляется
Апатия — постепенное усиление безразличия ко всему. Даже к событиям и действиям, что раньше будоражили. Хроническая усталость — еще не начал, а уже нет энергии. Хотя вроде всё как обычно, питание в норме, повышенных физических нагрузок нет, здоровье в норме. Но батарейка садится мгновенно. Прокрастинация — постоянное откладывание дел на потом, переключение внимания на мелкие задачи. Есть срочное дело, а разум подсказывает, что сперва нужно прибраться в комнате, почитать про Далай-Ламу, пересчитать магнитики на холодильнике и составить список со списками планов на неделю. Время уходит в никуда. Избегание — причина увильнуть от важного дела находится словно сама собой. Временами имеет место быть вегетативная реакция: что-то начинает болеть, ухудшается общее самочувствие. Организм восстает против человека. Тревожность — переживания вплоть до паники, хотя ничего радикального не происходит. Постоянное напряжение не дает отвлечься и расслабиться. Раздражительность — несмотря на приличное воспитание, старшеклассник начинает срываться по мелочам. АЛЁ, Я ТУТ УЧИТЬСЯ ПЫТАЮСЬ, ПРЕДЛАГАЮ ДЫШАТЬ ТИШЕ И ДАЛЬШЕ! ДОГОВОРИЛИСЬ? ДОБРО! Падение концентрации — фокус внимания начинает скакать. Чего?
Почему возникает?
Школа давит Учителям нужны высокие баллы. Кому-то— из бюрократических соображений, иным — искренне. Так или иначе, работа с классом исключает возможность отслеживать каждого ученика. Да и не всякий осмелится сказать, что не вытягивает — все равно персональных отработок не ожидается. А значит, после учебы в школе, ученика ожидает учеба дома. А затем все повторится. И на выходных тоже.
Родители давят Хотят они того или нет, родители подают сигналы о своих ожиданиях. Многие старшеклассники уже вышли из под плотной опеки и ощущают свободу, но даже для них родители и их мнение по прежнему являют собой большую часть известного мира.
Одноклассники давят Кому-то хочется показать отличнику, кто здесь настоящий батя. Кто-то играючи справляется с задачами — задавая высокий стандарт для окружающих. Кто-то использует баллы пробного ЕГЭ как повод унизить окружающих. Мы живем в обществе и ориентируемся на его мнение.
Гипертрофированная ответственность и синдром отличника Обработка со стороны учителей и родителей вместе с серьезным жизненным настроем приводят к тому, что ученик воспринимает ЕГЭ как страшный суд. Провал равен смерти. Средний результат равен клейму неудачника. В такой ситуации отдых воспринимается как предательство по отношению к самому себе.
Много дела, мало развлечений Ученик концентрируется на учебе и проводит за ней десятки часов. Повторяет одни и те же темы. Пытается усвоить огромные объемы новой информации в краткие сроки. Это само по себе сложно, а если не отдыхать — то еще и травмирует. При этом формальный отдых может таковым и не является, мы же не знаем, что происходит в голове у старшеклассника во время прогулки.
Зацикленность Пусть цикличность и важная часть обучения чему-либо, зацикленность на конкретной теме выматывает и нервирует. Пройденные материалы перестают быть завершенными и начинают мешать работе над новыми темами, усложняя весь процесс.
Слабые навыки приоритизации и тайм-менеджмента В рамках школы материалы и домашние задания дозируются учителем и программой. Сегодня одно, завтра другое, постепенно, последовательно. Но перед ЕГЭ ученик охватывает материалы за 11 лет учебы — и впервые сталкивается с реальной необходимостью выделять приоритеты и контролировать свое время. Получается плохо — и учеба начинает занимать все больше времени. Тайм-менеджмент и приоритеты — это навыки, требующие тренировки, с ними и не всякий взрослый справляется.
Что с этим делать?
Хорошая новость — всё пройдет само собой по мере снижения нагрузок и стресса. Плохая новость — ЕГЭ сдавать всё равно нужно, а значит, совсем отказаться от учебы нельзя. Соответственно, необходимо уделить внимание профилактическим мерам. Например вот так!
Поговорите с ребенком. Узнайте, сколько времени он тратит на учебу, как себя ощущает, тревожит ли его что-то. Эффективно заниматься больше 4-6 часов за день — проблематично. Если старшеклассник таранит по 8 часов всю неделю — очень скоро он сгорит как спичка.
Скорректируйте ожидания. Обсудите реальную важностью ЕГЭ, ответственность, вес последствий, картину будущего, значимость мнения окружающих. Сгладьте его восприятие серьезности происходящего. Ученики загоняют себя, потому что относятся к ЕГЭ как к спринту, но это марафон — здесь стабильность важнее скорости.
Не давите. И другим не давайте. Через полгода старшеклассник закончит школу, а дальше будет свободен как сокол. На него уже не повлиять как раньше, сейчас реально лишь следовать рядом — поддерживая его на финальном этапе. Нельзя научить чему-то на чужих ошибках, но можно воодушевить соблазнительным примером.
Обеспечьте эмоциональную поддержку. Вы команда, ваши победы и поражения — общие.
Научите отдыхать. Это ключевой момент. Если бюджет позволяет — возьмите на себя финансирование его досуга, чтобы он мог расслабляться как ему хочется. На 1000 рублей можно сходить в кино и поужинать в Этажах, зайти в кофейню — полностью отключившись от забот.
Воздержитесь от осуждения его досуга. Даже если ученик сливает десятки часов на видеоигры и шатается с мутными типами — это развлечение, которое он выбрал самостоятельно, а значит, оно помогает ему одолеть стресс.
Предложите погуглить статьи и видео про тайм менеджмент и выставление приоритетов. Простые, понятные, популярные. Конкретных ссылок не дадим, это тема для отдельной статьи.
Обратитесь к психологу. Толковый специалист все продумает за вас. Пары сеансов хватит, чтобы объяснить основы борьбы с выгоранием.
Будьте готовы к резкостям. Старшеклассник бесится, потому что у него на носу очень важный этап. Отнеситесь с пониманием.
Не переусердствуйте с контролем. Ребенок все решит самостоятельно, вы можете лишь повлиять на среду, что помогает ему принимать решения.
FAQ
В наше время школьники не выгорали Еще как выгорали. Вот, например, выдержка из книги 1973 года «Искусство быть собой» Владимира Леви, где фактически описаны методы борьбы с выгоранием. Копать можно и дальше, вплоть до Саргона Аккадского — проблема была всегда, но у нее не всегда было конкретное название.
Да этот лещ просто ленится, ему нужно шаполах прописать и загрузить еще сильнее! Выбирая между «перестраховаться» и «давить до заметного нервного срыва» — мы выбираем перестраховаться.
Вычитали модное слово и теперь лепите его на обычную усталость Здесь нет противоречия. Выгорание и правда модный термин, его повторяют и без весомых причин. Наша задача как старших товарищей — отследить момент, в ходе которого мем становится уж слишком жизненным.
Может таблеток просто купить? Таблетки это экстремальное решение, которое купирует проблему на коротком отрезке. Побочные эффекты, тяжелый вход, подбор оптимального курса — долго и сложно. Лучше начать с более естественных методов.
В новостях говорят, что это из-за ГМО, лучей с Нибиру и торсионных полей вышек 5G Не исключено, но мы склоняемся к тому, что очевидная перегрузка и эмоциональное давление — более простые и реалистичные объяснения.
Ты просто статья в интернете, а не реальный психолог
Верно подмечено. Реального психолога ищите на наших ярмарках ВУЗов — там пригашенный эксперт читает лекции о выгорании и борьбе с ней. Записаться или спросить что-то можно здесь
Мы хотим развивать тему психологической поддержки старшеклассников, потому что внезапно оказалось, что это популярная проблема, которую часто упускают в погоне за баллами. Возможно, у вас есть идеи, предложения или ценный личный опыт? Пишите нам нам!