Маков и Партнёры

Как написать итоговое (декабрьское) сочинение 2024

Как правило, итоговое сочинение, или декабрьское, предстаёт перед выпускниками тремя сложными вопросами: как писать, сколько нужно читать и как вступить.

Прежде, чем приступать к разбору, нужно постараться последовать одному практическому совету: вдохнуть, выдохнуть. И снова. Всё потому, что это под силу каждому выпускнику – написать хорошее сочинение, получить зачёты по всем пяти критериям и жить дальше, поступательно готовясь к экзаменам.

Как писать?


Нужно сказать, что перед тем, как ответить на эти вопросы, следует вспомнить, что такое сочинение, свободное, стандартное, привычное. Как правило это:
1. Вступление
2. Основная часть
3. Заключение.

Основная часть может делиться на столько смысловых частей, сколько нужно, на взгляд пишущего.

В конкретном, итоговом сочинении (ИС) их может быть две:

Сколько читать?


Как правило, это самое пугающее. Но! Вернёмся к практическому совету (см. абзац второй).

В ИС есть несколько хороших новостей по этому вопросу:
1. Вопросы по темам составлены так, что в большинстве произведений можно найти примеры.
2. Вам не нужно вдаваться в подробности: цитаты, заучивание всех персонажей и так далее.

Для ИС вам достаточно будет знать автор_ку произведения, главн_ую (-ых) геро_иню (-ев), основные темы.

Ещё одна приятная новость заключается в том, что можно использовать любое произведение: от «Сумерек» Стефани Майер до «Голодных игр» Сьюзен Коллинз и «Гарри Поттера» Джоан К. Роулинг. Конечно, комиксы и манга не подойдут, как, например, фанфики. Но подойдёт вся мировая классика.

Поэтому на вопрос «сколько читать?» справедливо будет сказать, что большинство произведений уже есть в вашей голове, осталось только подогнать их под темы.

Основные темы:
  • Нравственность (добро и зло, верность и предательство, помощь и тп.)
  • Мораль (идеи, взгляды и тп.)
  • Семья и отношения (любовь, разлука, что такое семья для человека и тп.)
  • Природа и экология (что такое природа для человека, какую роль она играет, где заметны проблемы с экологией и тп.)
  • Технический прогресс

Перед вами будет выбор из шести вопросов, по два на каждую тему, поэтому проблема с тем, на что ответить и что подобрать, возникает редко.

Для успокоения есть несколько советов по тому, что прочитать:
1. Короткие рассказы (И. А. Бунин, А. П. Чехов, Р. Бредбери)
2. Большие романы (одного хватит на несколько тем («Война и мир», «Гордость и предубеждение», «Большие надежды», «Три товарища»)

Как вступить?


Когда разобрались с предыдущими вопросами, возникает третий, не менее путанный.
И для ответа на него обратимся к педагогу Е. Н. Ильину, который написал книгу «Как сдать экзамен по литературе», так как в ней он описал виды вступлений, которые уместны для ИС.

Виды вступлений:

  1. Традиционное. Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
  2. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
  3. Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
  4. Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
  5. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
  6. Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации.

Что конкретно можно написать?

  1. Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…».
  2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
  3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
  4. Дневниковый. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
  5. Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…».

Будьте внимательны, Е. Н. Ильин не предоставляет клише или обязательства, это тот инструмент, которым вы можете пользоваться, создавая свою работу.

И будьте спокойны: у вас всё получится! Как говорится: «и пусть удача всегда будет с вами» С. Коллинз «Голодные игры»