Как написать итоговое (декабрьское) сочинение 2024
Как правило, итоговое сочинение, или декабрьское, предстаёт перед выпускниками тремя сложными вопросами: как писать, сколько нужно читать и как вступить.
Прежде, чем приступать к разбору, нужно постараться последовать одному практическому совету: вдохнуть, выдохнуть. И снова. Всё потому, что это под силу каждому выпускнику – написать хорошее сочинение, получить зачёты по всем пяти критериям и жить дальше, поступательно готовясь к экзаменам.
Как писать?
Нужно сказать, что перед тем, как ответить на эти вопросы, следует вспомнить, что такое сочинение, свободное, стандартное, привычное. Как правило это: 1. Вступление 2. Основная часть 3. Заключение.
Основная часть может делиться на столько смысловых частей, сколько нужно, на взгляд пишущего.
В конкретном, итоговом сочинении (ИС) их может быть две:
Сколько читать?
Как правило, это самое пугающее. Но! Вернёмся к практическому совету (см. абзац второй).
В ИС есть несколько хороших новостей по этому вопросу: 1. Вопросы по темам составлены так, что в большинстве произведений можно найти примеры. 2. Вам не нужно вдаваться в подробности: цитаты, заучивание всех персонажей и так далее.
Для ИС вам достаточно будет знать автор_ку произведения, главн_ую (-ых) геро_иню (-ев), основные темы.
Ещё одна приятная новость заключается в том, что можно использовать любое произведение: от «Сумерек» Стефани Майер до «Голодных игр» Сьюзен Коллинз и «Гарри Поттера» Джоан К. Роулинг. Конечно, комиксы и манга не подойдут, как, например, фанфики. Но подойдёт вся мировая классика.
Поэтому на вопрос «сколько читать?» справедливо будет сказать, что большинство произведений уже есть в вашей голове, осталось только подогнать их под темы.
Основные темы:
Нравственность (добро и зло, верность и предательство, помощь и тп.)
Мораль (идеи, взгляды и тп.)
Семья и отношения (любовь, разлука, что такое семья для человека и тп.)
Природа и экология (что такое природа для человека, какую роль она играет, где заметны проблемы с экологией и тп.)
Технический прогресс
Перед вами будет выбор из шести вопросов, по два на каждую тему, поэтому проблема с тем, на что ответить и что подобрать, возникает редко.
Для успокоения есть несколько советов по тому, что прочитать: 1. Короткие рассказы (И. А. Бунин, А. П. Чехов, Р. Бредбери) 2. Большие романы (одного хватит на несколько тем («Война и мир», «Гордость и предубеждение», «Большие надежды», «Три товарища»)
Как вступить?
Когда разобрались с предыдущими вопросами, возникает третий, не менее путанный. И для ответа на него обратимся к педагогу Е. Н. Ильину, который написал книгу «Как сдать экзамен по литературе», так как в ней он описал виды вступлений, которые уместны для ИС.
Виды вступлений:
Традиционное. Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации.
Что конкретно можно написать?
Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…».
От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
«Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
Дневниковый. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…».
Будьте внимательны, Е. Н. Ильин не предоставляет клише или обязательства, это тот инструмент, которым вы можете пользоваться, создавая свою работу.
И будьте спокойны: у вас всё получится! Как говорится: «и пусть удача всегда будет с вами» С. Коллинз «Голодные игры»