Маков и Партнёры

Клише в сочинениях ЕГЭ по русскому языку — помощь или вред

Сочинение на ЕГЭ имеет четкую структуру, которой нужно следовать, если ты хочешь получить максимум баллов. На экзамене важен не креатив, а умение формулировать мысли логично и связно. Клише — фразы, которые помогут тебе придерживаться плана и избавят от страха “чистого листа”, возникающего в стрессовые моменты практически у всех.

Как и когда использовать клише в сочинении на ЕГЭ?


План сочинения всегда один, он не меняется в зависимости от темы:

  1. Проблема
  2. Комментарии к проблеме
  3. Позиция автора
  4. Ваше мнение
  5. Заключение

За отсутствие вступления баллы не снимаются, можно спокойно начинать повествование сразу с проблемы. Ты прочитал текст и определил проблему, но что делать дальше? В такие моменты клише становятся спасением.

1. Проблема и клише:


  • “Текст русского писателя А.С.Пушкина заставил задуматься меня на тему…”
  • “После прочтения текста у меня возникла мысль…”
  • “Рассказ А.С.Пушкина поднимает проблему…”

2. Комментарий к проблеме и клише:


  • “Чтобы раскрыть проблему, автор обращает внимание читателя на событие/героя…”
  • “Автор не зря подробно описал место/событие/героя в тексте, это помогает нам понять…”
  • “Когда я читал/читала текст А.С.Пушкина, я задумался/задумалась, почему этот герой так привлекает внимание читателя…”

3. Позиция автора и клише:


  • “Автор считает/думает/хочет сказать, что…”
  • “Примеры из текста показывают то, как автор относится к проблеме…”
  • “Отношение автора к проблеме видно сразу, так как он пишет о…”
  • “Мнение автора часто скрыто от читателя, но в этом тексте автор хочет донести свою позицию четко и ясно…”

4. Ваше мнение и клише:


  • “После прочтения текста, я понял, что…”
  • “Я согласен с мнением автора, в моей жизни произошла похожая ситуация…”
  • “Этот текст заставил меня задуматься. После его прочтения, я изменил свое мнение и согласен с тем, что написал автор о проблеме…”

5. Заключение и клише:


  • “Таким образом, автор призывает читателей задуматься о проблеме…”
  • “Размышляя над темой, я пришел/пришла к выводу, что это распространенная/актуальная/острая проблема…”

Использование клише не является обязательным, но поможет тебе не тратить силы на подбор нужных слов и сократит время раздумий над лучшим началом сочинения. Мы научим тебе правильно использовать клише, чтобы текст выглядел стройно и получил максимум баллов от экзаменаторов.
Про ЕГЭ