Маков и Партнёры

Какие стихи учить для ЕГЭ по литературе?

Итак, вы решили сдавать ЕГЭ по литературе. Где-то половину всего экзамена составляют задания по анализу лирических произведений, т.е. стихотворений, а кодификатор пестрит именами русских поэтов 19 и 20 веков. К тому же придётся писать минимум два сочинения по стихотворениям. Значит, знать их наизусть — неизбежность. Но как выучить стихи быстро? Ответ в этой статье. Меня зовут Настя, я преподаватель русского языка и литературы в компании “Маков и партнёры”, выпустила около 100 учеников и сама сдала ЕГЭ по литературе два раза на 100 баллов

Первый вопрос: зачем?


В ЕГЭ по литературе 2023 года в условно называемой второй части было представлено стихотворение, три тестовых вопроса по нему и два сочинения: одно на анализ предложенного произведения, второе - на сопоставление. Например, может быть какое-нибудь стихотворение о природе, и в сочинении на сопоставление нужно привести ещё одно стихотворение о природе, но другого автора, и сравнить их между собой.

Чтобы получить максимальный балл за это задание, нужно заработать максимальный балл за критерий К2 — привлечение текста. А для этого нам нужно на должном уровне привлекать текст. Лирику пересказать невозможно, нельзя написать “здесь поэту грустно и тут другому поэту тоже грустно”. Поэтому нам нужно использовать цитаты, чтобы показать, что вы понимаете, о чём эти стихи, в чём настроения похожи, а в чем различаются, и какие чувства испытывают лирические герои. А понимаем всё это мы как раз из текста.

Без использования цитат максимум баллов за это сочинение не получить!

Второй вопрос: сколько учить?


Если взглянуть на кодификатор, то можно ужаснуться, потому что там несколько сотен стихотворений. Спешу успокоить — все их учить не нужно! Но какую-то часть всё-таки придётся)

Стихотворения нужно разделить по группам: например, любовная лирика, пейзажная, стихи о Родине, о творчестве, философская лирика и т.д. И тогда можно выбрать 2-3 стихотворения разных(!) авторов из каждой тематической группы. Тогда количество стихов резко сокращается, учить будет легче.

Есть и лайфхак: можно учить стихотворения, которые одновременно подходят к нескольким группам. Например, стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” подходит и к пейзажной лирике, и к философской (тема одиночества или поиска смысла жизни). Или стихотворение А. А. Фета “Я пришёл к тебе с приветом” можно отнести и к пейзажной, и к любовной лирике.

И ещё один лайфхак: вы можете брать стихотворения и не из кодификатора. Например, стихотворения Фета, о котором я писала выше, в кодификаторе нет. Но его всё равно можно использовать.

Третий вопрос: как учить?


Чтобы быстро выучить стихотворение наизусть, нужно выбрать его по двум критериям:

  1. вы должны его понимать;
  2. оно должно вам хоть немножко нравиться.

Распределение стихотворений на группы и использование стихов не только из кодификатора поможет справиться с этой задачей. Если произведение вам близко, оно вам нравится, затронуло что-то в вашей душе (а такие наверняка найдутся — лирика как род искусства как раз для этого и предназначена), то вы легко выучите стихотворение и не будете думать об этом как о невыносимо трудной задаче.

Теперь про методы. У всех людей очень разная память и способности. Чтобы быстро выучить стихотворения, можно попробовать какие-то из этих способов:

  • несколько раз читать стихотворение вслух, а потом закрывать глаза и пробовать говорить наизусть, если у вас фотографическая память
  • переписывать или перепечатывать стихотворение, если у вас механическая память
  • записывать стихотворение на диктофон и переслушивать или слушать, как стихотворение читают актёры, если вы хорошо запоминаете на слух

Резюме: распредели стихотворения по группам, выбери те, что тебе нравятся, пробуй любые из вышеперечисленных методов, и у тебя всё получится!