Я записался на профориентацию, чего мне ждать дальше?
С этим вопросом к нам регулярно приходят десятки учеников. Чтобы разом ответить на все вопросы, мы провели интервью с нашим главным профориентологом Ванессой, где она подробно рассказала обо всем.
– Представься, пожалуйста.
– Меня зовут Сабирова Ванесса, на данный момент я работаю ведущим профориентологом. В компанию «Маков и Партнёры» я устроилась в сентябре 2020 года. Изначально приходила на должность профориентолога. Закончила университет по направлению практической психологии и конфликтологии.
– Почему ты проводишь профориентации для школьников?
– Профориентации очень близки по своей сути к психологическим консультациям. Для меня это способ пообщаться с человеком, выявить его проблемы и помочь их решить.
– Что такое профориентация для подростков?
– Профориентации в компании «Маков и Партнёры» – это индивидуальная консультация с учеником и родителем. Мы обсуждаем личные ценности, предпочтения учеников. Если я понимаю, что человек по какой-то причине не сможет работать в определенных условиях, его направление необходимо скорректировать. На профориентации выбирается тип работника: сможет ли работать в системе или вне ее. После подбирается направление, предметы, которые нужно сдавать. Определяем куда можно поступить после 10 или 11 класса.
– Как можно узнать, где сможет работать ученик, если он еще нигде никогда не работал?
– Так как человек в школе и вне её постоянно находится в социуме, он так или иначе проявляет свои качества: становится лидером, например, на тех же командных играх на физкультуре, или, наоборот, старается быть незаметным, проводить время в одиночестве. Можно выяснить, где ему комфортнее делать домашние задания - где легче сконцентрироваться на учебном процессе. Можно узнать, является ли ученик интровертом или экстравертом, где берет идеи - из головы или из взаимодействий с людьми. Поведение ученика в школе проецируется на поведение на работе в будущем.
– Кто проводит профориентации для учеников 10-11 классов и почему специалистам можно доверять?
– Профориентации проводят профориентологи, проходящие обучение у меня. Все профориентологи сдают экзамены. Если я понимаю, что профориентолог готов к работе, он идет консультировать. В процессе работы все наши сотрудники регулярно проходят проверку квалификации. Все профориентации записываются на камеры, так контролируется рабочий процесс.
– Какая ценность профориентации?
– После профориентации ученик может определиться с предметами ЕГЭ, он приблизится к направлению, которое ему близко. Нам важно углубиться в то, что школьнику нравится сейчас, чему он может продолжить обучаться. Когда его мировоззрение расширится, он может сменить план действий, но сейчас нам важно определиться с ЕГЭ. У ученика появляется уверенность в своем выборе, а, следовательно, повышаются шансы на поступление.
– Профориентация длится 1 час. Действительно ли можно выбрать направление за это время?
– Да, можно выбрать за час, но определенную профессию выбрать проблематично. Наша цель – приблизить ученика к той точке отсчёта, с которой он начнет и продолжит совершенствоваться дальше.
– Ребёнок детства хорошо рисует. Многие родители считают: “Да и так понятно, что надо идти в художественную школу, а потом на дизайн”, так это или это нет?
– Может быть и так, но важно понять, хочет ли ученик монетизировать свое хобби. Бывает такое, что люди рисуют всю свою жизнь, тем самым расслабляясь, а не работая. Возможно, работать он захочет в другой сфере, а отдыхать, рисуя. Нам нужно понимать, до чего ученик может дойти в будущем. Если человек рисует и хочет создать свою фирму по продаже интерьерных картин, то конечно же мы обсудим все возможные направления дизайна.
– Какие ошибки чаще всего совершают ученики и родители при выборе профессии?
– Первая ошибка – слишком поздно приходят на профориентацию. Выбирают изначально те предметы, которые легко усваиваются, но важны не предметы, а направление, в котором комфортно находиться. Второй тип – предметы выбираются наобум. Люди не понимают, где использовать эти предметы и куда идти. Не приносят ничего хорошего и споры между ребенком и родителем. Дети начинают сомневаться в себе еще больше, поэтому это важно проработать со специалистом, как взрослым, так и детям для разрешения проблем.
– Почему необходимо общаться с профориентологом вживую, ведь в интернете есть много различных тестов?
– В интернете никогда не дадут глубокого ответа. Там не разбирают все предпочтения ученика. Для интернета он условный “человек-цифра” или “человек-человек”. Очень много тестов, которые никто не разбирает досконально. Ученик может кликать на ответы с плохим настроением и наобум.
Профориентолог видит настроение, задает вопросы. От честных ответов зависит будущее ученика, а в интернете много всего поверхностного. Те же марафоны профессий не гарантируют качества, человек теряет время, поступает не туда, куда хочет. За это время можно было бы несколько раз прийти на живую консультацию. Любые вопросы нужно решать со специалистом, а не с компьютером.
– Где и как проходит профориентация?
– Профориентации проходят на 1-й Советской 6к2 в нашем кампусе на 4 этаже в уютном кабинете. Там расставлены диваны, ученик может расслабиться, можно попить чай или кофе. Мы стараемся убирать раздражающие факторы, создаем оптимальную атмосферу, чтобы человек чувствовал себя комфортно.
– Что получает ученик после прохождения профориентации?
– Получает свою картину личности, начинает понимать, что он хочет. Ученик уходит с тем, что он выбрал предметы для сдачи ЕГЭ, может начинать поиск подготовки. Мы даем ему направления, которые он еще в течение 2 лет сможет рассматривать и решать, куда поступать. Также ученик получает полезные материалы, информацию по баллам ЕГЭ по выбранному направлению.
– А бывают ли групповые профориентации?
– Да, бывают. К нам приезжала группа школьников из Киришей. Групповая профориентация – скорее начало процесса. Она часто перетекает в индивидуальную.
– Почему должны родители присутствовать? А если ученик не хочет?
– С юридической точки зрения мы не можем проводить консультации несовершеннолетних отдельно от родителей. Родитель может быть против заключения профориентолога, так как он не видит всей картины, поэтому родители обязательно присутствуют, слушают специалиста, узнают, что происходит с их ребенком, могут поддержать в любой момент. Если ученик не хочет видеть родителя, то тот может в любой момент выйти и отдохнуть в чилловой зоне с мягкими диванами, попить чаю и подождать.
– Что делать если у родителя и ученика разные позиции?
– Обязательно выслушиваем обе стороны. Мы не придерживаемся одной позиции никогда. Узнаем об интересах, отталкиваемся от желаний ученика, но не игнорируем родителя. Мы интересуемся, как родитель видит своего ребенка.
– Почему нужно знать уже в 9-10 классе на какое направление ученику нужно идти?
– Потому что чем быстрее человек определится с ЕГЭ, тем быстрее он начнет подготовку, раньше успокоится. Вся тревога и волнения идут от незнания. После профориентации в 9-10 классах повышаются шансы на поступление в вуз. Тут как в жизни – чем раньше ты начнешь учиться, тем раньше придешь к хорошему результату. Без волнения ученики высыпаются, другие сферы не страдают от экзаменов, все находится в балансе. 11-классники же начинают глубоко углубляться в ЕГЭ, снижается качество как сдачи предметов, так и жизни. На этот случай у нас есть статья про тайм-менеджмент.
– Расскажи интересный случай из практики, когда профориентация помогла ученику.
– К нам пришел ученик с родителем. Они оба не понимали, куда идти. С детства ребенку все нравилось, он занимался на множестве кружков и они просто не знали, как выделить основное направление. Мне помогла техника проверки вопросов на ложь. С помощью нее мы пришли к тому, что ученик захотел заниматься программированием. В итоге они были счастливы, что удалось найти что-то одно.
– А можешь привести грустный пример из жизни?
– Один раз ученик был очень растерянный, ему ничего не нравилось. Собрав картину личности, я предлагала ему направления, но он ни на что не реагировал. В таком случае, если профориентолог понимает, что он сделал все, что мог, но психологический барьер не получается преодолеть, мы ничем не можем помочь. Здесь нужна консультация психологов.
– Что делать с неконтактным ребенком?
– Надо постараться его расслабить, понять, почему он не хочет контактировать. Если у ученика нет интереса, то к нему сложно подобраться. У ученика и родителя должен быть интерес, специалист в этом помогает.
– Как часто проводятся профориентации?
– Мы проводим профориентации ежедневно с 12:00 до 20:00.
– Как можно записаться на профориентацию?
– Можно записаться по нашему номеру: +7 (812) 385-49-99; оставить заявку на сайте или написать в сообществе в ВК или в Инстаграм.
– Это платно?
– На данный момент профориентация платная, она стоит 290 руб. Мы берем деньги для улучшения качества нашего продукта, делаем профориентацию лучше. Улучшение идет за счет изучения новых методик. Все профориентологи обучаются с психологами,, общаются со сторонними специалистами, так как список и количество профессий постоянно меняются.
– В «Маков и Партнёры» есть курсы подготовки к ЕГЭ. Влияют ли результаты профориентации на то, в какую группу попадёт ученик, если в дальнейшем пойдёт на курсы подготовки к ЕГЭ?
– Влияют, безусловно. Если ученик определяется, мы берем ответственность за его подготовку. Мы сразу же предлагаем готовиться у с нами, предлагаем гарантию поступления – при условии подготовки по трем предметам у нас мы вернем деньги, если ученик не поступит в вуз.
– Какие 3 совета ты можешь дать ученикам и родителям, которые еще не были на профориентации?
– Для начала – записываться к нам, чем скорее, тем лучше. Второе – на профориентацию лучше приходить с вопросами, заранее подготавливаться, чтобы обо всем успеть поговорить. И последнее – доверять специалистам. Стараться избавляться от интернет-советов, потому что они не действенны. Нам нужно не только поступить на бюджет, но и удовлетворить потребности ученика и родителя.
***
Вы можете предложить свою тему для статьи, а мы найдём экспертов и опишем всё в подробностях.