То полезное, на что стоит обратить внимание:
ОБЩЕЖИТИЕ. Особенно если у твоих родителей нет возможности оплачивать тебе отдельное жилье в другом городе. Это сейчас ты думаешь, что сможешь выжить и в подвале с крысами, лишь бы учили. Общежитие будет заменять тебе дом на протяжении минимум четырех лет! Ты и так лишаешься маминых котлеток и теплого кота в кроватке. Но дело даже не в этом. Дело опять в человеческих ресурсах. Мы тратим энергию или на то, чтобы настраивать быт, или на то, чтобы учиться. Ресурсы одни и те же. Так экономь их там, где можно экономить — обеспечь хотя бы возможность заваривать дошик в цивильных условиях.
ПРОГРАММА СТАРШИХ КУРСОВ. Понятное дело, что это не первое, что смотрят абитуриенты. Но дело в том, что на первых двух курсах дается фундаментальное образование, поэтому разницы в программах практически не ощущается. Философия, экономика, безопасность жизнедеятельности — вся эта возня почти во всех вузах и направлениях.
Углубление в специальность (то, что тебе нужно) происходит с третьего курса. Например, тот же факультет международных отношений может давать углубление в языки, а может — в историю. И если языки всегда хороши, то историей ты сможешь и в подкастах Арзамаса проникнуться.
Поэтому смотри программу правильно.
ДВОЙНОЙ ДИПЛОМ. В 33% случаев это просто космос (именно поэтому на это стоит обращать внимание). Ты получаешь два диплома за раз, и оба из топовых вузов: один из отечественного, другой из зарубежного. Например, СПбГУ сотрудничает с Сорбонной, и при должном рвении ты можешь закончить одновременно филфак и Baccalauréat Français.
Еще в 33% случаев это обман. Ну да. Тебе обещают такую возможность, но на деле это никто еще не реализовывал и как бы не старается.
И в следующих 33% случаев второй диплом будет местечкового заграничного вуза, который нигде не котируется и пиарится за счет контактов с твоим российским вузом. Тем не менее тебе все равно придется сдавать дополнительный экзамен на аттестацию за границей = лишний геморрой для тебя.
ПРОГРАММЫ ОБМЕНА. Они существуют во всех топовых вузах. Где-то о них кричат на каждом углу, где-то нет. Не рассчитывай на помощь со стороны администрации. Ищи сам на сайте или выспрашивай у старшекурсников.
Программы обмена — это всегда круто. Ведь твоя цель на 4 года бакалавриата — получить как можно больше опыта. Причем не только университетского, но и жизненного. А учеба за границей как раз дает возможность выйти из своей зоны комфорта и прокачать свои скиллы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛЮШКИ. Здесь я имею в виду те мероприятия, которые не относятся напрямую к учебе, но дают 100 очков в портфолио и всячески развивают твою эрудицию. Это всевозможные чемпионаты, хакатоны, соревнования по разным направлениям. Сам вуз может не участвовать в их организации, но, например, иметь сборную для таких испытаний. Например, студенты-программисты из ИТМО ежегодно участвуют в международных конкурсах. Юрфак СПбГУ регулярно выставляет команды на студенческие батлы по праву.
Здесь история похожа на историю с двойными дипломами. Вуз может пиарить дополнительные плюшки, а может не выставлять их напоказ. Вне зависимости от этого ты должен заранее знать, что тебе светит как студенту. Не надейся, что разберешься с этим по ходу дела, — не разберешься.
То бесполезное, на что обычно обращают внимание:
ПРОХОДНОЙ БАЛЛ ПРОШЛЫХ ЛЕТ. Это первое, что проверяют абитуриенты. А напишу ли я на такой высокий балл? И это то, на что тебе не нужно смотреть. Иначе зачем ты читаешь книгу про то, как *** систему и преодолеть всевозможные препятствия? Ведь ты составляешь личный ТОП-5 вузов, исходя из личных предпочтений, а не опираясь на внешние обстоятельства!
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Ты не оцениваешь стоимость обучения, потому что поступаешь на бюджет. Также тебя она не интересует, потому что это вуз, который тебе нужен. Финансирование можно найти всегда (читай главу про целевое обучение).
БРЕНД-ВЫПУСКНИКИ. Это те люди, которые окончили факультет, чего-то добились, и их теперь пихают во все рекламные материалы, приглашают на дни открытых дверей и упоминают везде, где это уместно и неуместно.
Так вот, такие люди ни в коем случае не показатель качества образования. Наоборот, если из года в год на дне открытых дверей говорят об одном и том же человеке, а о свежих достижениях выпускников нет никакой информации, задумайся, а так ли хорош вуз?
БЛИЗОСТЬ ОТ ДОМА. Удивительно, но некоторые действительно обращают на это внимание. Студенческая жизнь — это прекрасный повод, чтобы наконец отделиться и начать обустраивать собственное жилье.
ДРУЗЬЯ, ПОСТУПИВШИЕ СЮДА ЖЕ. Тоже довольно упоротый критерий, на который не стоит ориентироваться. Да, бывают дикие истории, когда одноклассники кооперируются и поступают на один и тот же факультет. Их мотивы, как правило, остаются за кадром. Ты тоже не думай об этом. Это уж точно не то, на что стоит обращать внимание, когда выбираешь пять лучших вузов. И вообще: твой лучший друг — это ты сам.
Из этого чек-листа вытекает следующий и не менее важный…
Чеклист: как вести себя на дне открытых дверей
На дне открытых дверей ты не просто осматриваешь потенциальное место учебы, ты тестируешь его. Помни, что главная задача преподов и студентов — продать тебе ручку. Главная твоя задача — купить по меньшей мере Parker.
Основные моменты:
1. ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ ТОЛЬКО ОТКРЫТЫЕ
Нет:
- «Какое место занимает ваш вуз в рейтинге?»;
- «Есть ли у вас официальное сообщество?».
Да:
- «В каких рейтингах фигурирует вуз и что это значит?»;
- «Где можно почитать отзывы про обучение?».
2. ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА СТАТИСТИКУ
Нет:
- «Куда идут работать выпускники?».
Да:
- «Покажите, пожалуйста, статистику трудоустройства ваших выпускников.».
3. СИТУАЦИЮ БРАТЬ ТОЛЬКО НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ
Нет:
- «Мы строим общежитие на 1000 мест, к сентябрю оно как раз будет готово…»;
- «Наши студенты собираются основать независимое студенческое издательство, осталось только получить разрешение у ректора».
Да:
- «Сейчас в нашем общежитии два корпуса, общее количество мест 1500. Из них 700 зарезервировано за первокурсниками»;
- «Во внеучебное время активные студенты нашего факультета выпускают собственную газету. Кстати, свежий выпуск можно найти сейчас на стойке около вахты».
4. ЛУЧШЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — МАТЕРИАЛЬНОЕ
Нет:
- «У нас предусмотрены программы обмена со многими зарубежными вузами. Это отличная возможность пожить за границей и открыть для себя новую культуру»;
- «Ну, у нас вроде есть киноклуб, но я туда не хожу, поэтому ничего сказать не могу».
Да:
- «Я студент 3 курса и прошлый семестр я провел в Гамбурге, где учился на факультете прикладных коммуникаций по программе международного обмена. Эту поездку я оплатил сам, потому что по регламенту вуз предоставляет только бесплатное обучение. Расходы на общежитие, питание, медицинскую страховку и билеты студент берет на себя»;
- «Наш киноклуб собирается ежемесячно, но я там не состою, а вот Лена — его председатель. Лена, иди-ка сюда, расскажи про ваши посиделки. Вы ведь пиццу еще едите?».
5. ТРЕБОВАТЬ ЧЕТКОСТИ ОТВЕТОВ
Нет:
- «Зайдите на сайт и сравните программы. На одной вроде просто чуть больше английского, проверить надо…».
Да:
- «Классическая журналистика и международная журналистика — это два разных направления подготовки. И там, и там вы будете журналистом, но в классической журналистике направленность идет на лингвистику родного языка. Здесь профильные предметы — это редактирование и стилистика. В зарубежной упор идет на иностранные связи. С третьего курса часть предметов ведется на английском языке, а количество часов на редактирование сокращено на 90 за счет добавления третьего иностранного языка».
6. ЕСЛИ В ОТВЕТЕ ФИГУРИРУЕТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ, ОН ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ ИЛИ В ДЕКАНАТЕ
Нет:
- «Это утверждено приказом ректора. Буквально сегодня утром пришло в наш пресс-центр сообщение…».
Да:
- «Это новое правило, мы сами только сегодня узнали о нем. Вот распечатка приказа, смотрите, сегодняшнее число. Кстати, на сайте в разделе новостей есть подробности и телефон для справок».
Запомни: тебе придется требовать от вуза каких-то вещей. Не жди, что все принесут на блюдечке. Ты полноправный член комьюнити, и твоя задача — принимать посильное участие в работе этой неповоротливой системы.
Далее поговорим об олимпиадах.
***
Вы можете предложить свою тему для статьи, а мы найдём экспертов и опишем всё в подробностях.