Маков и Партнёры

Выбор профессии для школьников

Важны не школьные предметы, в которых ты шаришь, а направления деятельности, которые тебя привлекают.


И вот мы поговорили о жизненном выборе, теперь тебе предстоит выбрать профессию. А также можно начать чтение книги с начала. 

Ни в одном (даже очень продвинутом) физмат лицее на уроках математики ты не получишь представления о работе на атомной электростанции. Ни в одной академической гимназии тебе не покажут, что такое синхронный перевод на Международном экономическом форуме. Однако даже на данном этапе ты можешь сделать правильный, взрослый, осознанный выбор. Для этого тебе нужно сделать несколько простых шагов.

1. Выписать направления в жизни


Как ты понимаешь, направления в жизни не ищутся через классификатор профессий. Спорим, что ты хочешь быть адвокатом/физиком-ядерщиком/хирургом, а не «20059» / «27336» / «20489»?

Никто не мечтает быть «23611» в детстве. Но все мечтают быть космонавтами. Почему? Потому что у цифр нет образа. Мы не могли представить себе, чем хорош человек «23611». Зато отлично понимали, насколько престижно и почетно носить скафандр, идти по трапу к ракете, улыбаться и отдавать честь в прямом эфире с МКС. В нашей памяти всплывает образ Юрия Гагарина с его улыбкой и решительным «Поехали!». И тогда мы понимаем: «Да, космонавтом быть офигенно!» Наше отношение складывается из образов.
Поэтому при выборе направлений руководствуйся не реестром, а картинками из своей головы.

Откуда брать эти картинки:

  • из книг;
  • из фильмов;
  • из истории (иногда вполне достаточно постов и мемов вк);
  • из жизни (следи за людьми вокруг, никогда не знаешь наперед, где найдешь своего кумира).
Ярослав: Почему-то это хорошо работает у профессиональных продавцов. Восемь из десяти менеджеров по продажам, которых я нанимал, обожают фильм «Волк с Уолл-стрит». В жизни они ведут себя по-другому. Но на этапе выбора у них был хотя бы какой-то персонаж. Поэтому они смогли увидеть профессию продавца, она стала им ясна.

Итак, на первом этапе у тебя должен сформироваться список из 5–10 таких вот персонажей, с которыми ты хотел бы себя ассоциировать.

2. Найти направления подготовки


Подумай, где таких людей обучают? Здесь тоже есть подводные камни. Например, ты решил, что твой персонаж — Джо Хант из «Клуба миллиардеров». Пойду на экономический, как Джо, и буду таким же классным, — думаешь ты. И совершаешь ошибку.
На самом деле после экономического факультета очень немногие начинают собственную предпринимательскую деятельность. На экфаках занимаются высшей математикой и прогнозированием, а не учатся строить бизнес. Выпускники либо уходят в другую сферу, либо начинают обслуживать бизнес. Консультанты, эксперты, аудиторы — это все обслуживающий персонал, наемные работники, но не бизнесмены. И ты так и не станешь Джо Хантом после четырех лет вышмата.

3. Найти реальных людей


С художественными персонажами определились, хорошо. Теперь подумай о реальных людях, которые есть в твоей профессии. Твоя задача — изучить настоящий опыт от первого лица. Через книги, интервью и выступления.
Ярослав: Для предпринимателей тут, кстати, опять все мармеладно. Российские бизнесмены очень любят писать книги про себя и про свой бизнес. Б. Ю. Александров написал «Сырок», Олег Тинькофф — «Я такой как все», Федор Овчинников — «Додо-книгу». Норм такая библиотека!

Делай упор не на то, как построить компанию, а на личный опыт строителей. Ведь сейчас ты разбираешься со своей жизнью, а не пытаешься основать стартап.

Возможно, тут у тебя откроются глаза. Или глаз, если ты циклоп. Например, окажется, что все бизнесмены выросли из выпускников экфака и на всех углах прославляют экономическое образование, а я тут тебе загнал дичь. И тогда ты поймешь: «Да, действительно, экономическое». Но это будет не блуждание в потемках и твои робкие догадки, а более осознанный выбор, подкрепленный доказательствами: вот, экономисты реально строят бизнес лучше всех.

4. Выписать ВСЕ вузы


После выбора направлений ищи вузы. На этом этапе важна беспристрастность. Впрочем, как и всегда.

Во время любого брейншторма всегда есть скептик, который зарубает на корню любую идею. Даже если всем она нравится, он обязательно найдет в ней «что-то не очень» и пошлет весь проект в мусорку. Этого чувака ненавидят все, но самое печальное, что он живет в каждом из нас. И если ты не выключишь его на время четвертого этапа, ты рискуешь остаться ни с чем. Потому что здесь твоя задача не сформировать окончательный список вузов, а выписать все имеющиеся возможности. Без оценки. Без вникания. Просто по факту наличия профиля подготовки. Все! А критику позволишь себе потом.

5. Сформировать личный ТОП-5


Вот теперь критиковать можно. Как нужно оценивать вуз, мы написали в разделе «Как выбрать вуз». Обязательно прочитай его, когда возьмешься за это дело. Спойлер: рейтинги вузов ни о чем не говорят.

На выходе у тебя должен быть список из ТОП-5 направлений и вузов.

6. Ранжировать ТОП-5


Помни, что тебя устроит любой вариант из списка. Потому что это уже твой ТОП, это лидеры, которых ты выбрал из кучи шлака. Теперь твоя задача — распределить призовые места. Четко распиши приоритеты. Можешь нарисовать лестницу или представить в любом другом наглядном формате. После этого вплоть до приемной кампании ты должен держать эту картинку у себя в голове.

7. Проверить цель по SMART


Когда у тебя есть содержание цели, самое время придать ей правильную форму. Чтобы она работала на тебя и служила ориентиром, а не источником стресса. Итак, проверяем:


Что делать, если...


… ничего не получается


Во-первых, так не бывает. А, во-вторых, хватит паниковать.

Если «ничего не получается», значит, причина в одном из четырех тупиковых сценариев. Вот они:

1. Ты предпринимаешь не те действия


Например, человек мечтает играть на фортепиано, но смотрит на Youtube видосики с классными барабанщиками и стучит по столу.

— Ничего, — думает он, — вот я сейчас прокачаю чувство ритма, а там можно уже и пианино покупать!

Но так не получится. Чувство ритма, возможно, и прокачается, но к цели это не приблизит.

Важно, чтобы твоя цель реализовывалась: ты чувствовал отдачу, эмоции и так далее. Поэтому покупай синтезатор или скачивай пианино для клавиатуры на комп. А на ритм оставь минут пятнадцать в день, и будет славно.

То же самое и с ЕГЭ. Допустим, у тебя слабый уровень в математике. Ты хочешь подготовиться к ЕГЭ по математике со словами «Ну если я к олимпиаде подготовлюсь, то и ЕГЭ сдам». И в сентябре садишься готовиться к олимпиаде. Это не те действия. Для начала научись решать тестовую часть за 30 минут.

2. Ты поставил не ту цель


Очень важно, чтобы от цели тебя заряжало. Чтобы ты засыпал ночью и просыпался утром с мыслями о ней. Не стоит удивляться, что цель, построенная от негативного опыта, не работает. «Не быть бедным», «не жить больше в халупе», «не», «не», «не» — в основе формулировки лежит не романтизация последствий, а ненависть к настоящему.

Поэтому если ты выбрал не тот вуз или направление, руководствуясь доводом «только чтобы чего-то не произошло», знай, что ты обречен на провал. Ты не получаешь подпитки с такой картины будущего. Откуда же возьмутся силы на ее реализацию?

3. Ты подменил цель задачей


Цель отличается от задачи тем, что в ней скрыт общий, глобальный смысл. Это описание желаемого будущего. Задачи — это технологическая штука. Это опорные пунктики, маленькие ачивки, которые ведут к цели. То есть размышлять нужно так: у меня есть цель такая-то, для ее достижения мне нужно сделать то-то (задача 1), то-то (задача 2) и то-то (задача 3).

Часто бывает так, что мы ставим не цель, а задачу. Например, цель не «выступить в филармонии», а «научиться играть “К Элизе” Бетховена». Одно произведение в принципе не может быть конечной целью. Во-первых, от умения играть всего одно произведение не получить никакого профита, а во-вторых, научить играть какой-то мотив можно и обезьяну.
Сама по себе сдача ЕГЭ — это не цель. ЕГЭ дает тебе возможность поступить в вуз. Вот поступление уже больше похоже на цель. Хотя я бы развил историю дальше и подумал, а зачем тебе поступать в вуз.

4. Ты делаешь слишком мало


Самый распространенный случай. Вроде правильные действия, но их недостаточно. А со стороны выглядит так, как будто бы ничего не получается.

Например, для того чтобы быть спортивным и здоровым, нужно бегать, — думаю я. Я встаю каждое утро и честно пробегает один километр. Но километр — это слишком мало для результата. И когда через месяц или два эффект не наблюдается, я плюю на это дело и говорю, что просто от природы такой неспортивный.

Точно так же с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ. Если решать по одному тесту в месяц, что же тогда удивляться, что прогресса не наблюдается? Вряд ли можно рассчитывать на высокий балл, если решить за год девять тестов.

Поэтому мой совет такой: отбрось ЧСВ и мнение окружающих. Взгляни на ситуацию здраво и пойми, в каком из этих тупиковых сценариев ты находишься. Как только ты поймешь, исправить ситуацию будет гораздо легче.

...все получается


Кстати, трудностей в этой ситуации ничуть не меньше, чем в предыдущем случае. Когда все получается, в голову сразу лезут дурацкие мысли:

«А что если на самом деле все не так?», «Как же мне разорваться между этим и тем?», «Сделаю неправильный выбор и всю жизнь буду мучиться».

Так что с этим вопросом тоже нужно разобраться.

В первую очередь тебе нужно перестать бегать от ответственности. Серьезно. Выбор будущего настолько пугает, что мы склонны откладывать и откладывать его на потом в надежде, что завтра решение придет само собой. Не-а, так не работает. Выбор нужно сделать осознанно, и чем раньше, тем лучше. Ведь тебе же самому станет легче, как только ты освободишься от этого огромного знака вопроса, который нависает над тобой и закрывает доступ в светлое будущее.
Для решения этой проблемы есть несколько тактик. Первая — это пройти профориентационное тестирование. У нас на курсах «Маков и Партнёры» его проводят наши же преподаватели, и попасть на тест может любой. Плюсы здесь в том, что, помимо твоих природных склонностей, мы учитываем еще и ситуацию на рынке труда и прогнозы HR-специалистов (потому что профессия должна не только нравиться, но еще и желательно деньги приносить).

Вторая, не менее эффективная тактика — попробовать себя в профессии. Эта штука, к сожалению, работает не со всеми специальностями, но очень со многими! Даже на лазерный завод можно устроиться на практику и взглянуть на работу инженеров изнутри. Я не говорю уже о творческих специальностях и профессиях, связанных с коммуникацией.

Третья — можно понаблюдать за миром. Начиная от фильмов и заканчивая жизнью знакомых. Нет, не шпионить (только если чуть-чуть), а наблюдать.
Лиза: У меня всегда неплохо шли языки. Как русский, так и иностранные. Долгое время я хотела быть гидом-переводчиком. Отговорила меня моя подружка, у которой мама всю жизнь проработала гидом. Оказалось, что это не только постоянное общение с иностранцами, расхаживание по ресторанам, насыщенная культурная программа и красоты моего обожаемого города. На деле к этому всему прибавлялись еще постоянные проблемы со связками, вечно недовольные клиенты, 14-часовой рабочий день (кстати, на каблуках!) и много всего еще. Так что я забила на это и ушла в пиар.

Четвертая интересная штука — это вузы или факультеты, где ты сам можешь выбрать, какие дисциплины будешь изучать. По такому принципу работает факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Студенты сами составляют себе учебные программы, единого плана не существует.

Ну и напоследок: всегда остается вариант взять тайм-аут. Возьми себе год отдыха, как это делают студенты в Европе, и потуси там, например. Такая последняя пауза перед взрослой жизнью. Можно поездить автостопом или уехать на волонтерскую программу. Потом, возможно, тебе приглянется зарубежный вуз и ты обретешь заветную цель.

Главное правило: не откладывай решение на потом и не бойся идти против правил. Если у тебя все получается, надо пользоваться этим, а не бояться.


Уяснив эти прописные истины, мы можем переходить к теме подготовки к ЕГЭ.

***
Вы можете предложить свою тему для статьи, а мы найдём экспертов и опишем всё в подробностях.
Книга "Я и балл ЕГЭ"