Маков и Партнёры

Методы подготовки к ЕГЭ: школьный учитель

В предыдущей статье мы разобрались с причинами для сдачи ЕГЭ. Теперь обсудим способы подготовки. А также можно начать чтение книги с начала.

Все репетиторы делятся на nять тиnов



Школьный учитель


Для начала давай просто представим себе среднестатистического учителя. Это человек, работающий на российскую систему образования, которая забирает все время и все силы, но не дает взамен ни карьерного роста, ни денег. Ну и давай начистоту: уважение к нашим учителям тоже во многих случаях мнимое.

Я не говорю, что работать в школе плохо. Я говорю, что работать в школе можно только тогда, когда это твое призвание. К сожалению, основная масса учителей — это выпускники пединститутов (тоже весьма посредственных, кстати), которые после выпуска пошли по пути наименьшего сопротивления — то есть туда, куда их распределили. Для них «учительствовать» — это не любимое занятие, а способ получения хоть каких-то денег. Этих денег, как правило, не хватает.
А что говорил господин Медведев? Правильно: 
«Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». 
Д. Медведев на форуме «Территория смыслов» в 2016 году.

Некоторые учителя слушаются этого совета Медведева и «идут в бизнес».

Поскольку учителя, кроме как учить, обычно больше ничего не умеют (или умеют, но в трудовой книжке-то об этом ни слова), они начинают повышать себе преподавательскую нагрузку, набирая индивидуальных учеников. Качество такого преподавания ты можешь оценить и сам.

1. Для школьного учителя репетиторство — это подработка, а не профессиональное занятие. Критерий профессионализма здесь не то, как часто условная Галина Сергеевна готовит к ЕГЭ, а то, зависит ли от результатов твоего экзамена рабочее место Галины Сергеевны.

Я руководитель курсов по подготовке к ЕГЭ. Это значит, что, если мы с моими сотрудниками перестанем готовить вас к экзаменам, мы лишимся работы и денег. Для меня подготовка к ЕГЭ — это личная проблема. Я сам мог поступить только на бюджет, иначе бы пришлось идти работать в Макдаке (со всем уважением отношусь к этому месту, но нам с ним просто не по пути). Поэтому качественная подготовка к ЕГЭ — это гарантия светлого будущего бизнеса, его участников, ну и моего, разумеется.

А для школьного учителя все проще. Он не рассчитывает на большой заработок и понимает, что гарантированно найдет в своих классах по одному-два ученика. А большего ему и не надо, иначе что он делает в школе?

2. У школьного учителя эксклюзивный канал продвижения. Ты уже у него на удочке. Психологи называют это «эффектом первичности». Мы по природе своей склонны больше доверять информации, которую услышали раньше всего. Своего школьного учителя ты уже знаешь, а значит, с большей вероятностью отдашь ему предпочтение при выборе репетитора.

А я бы назвал это эффектом гусёнка. Известно, что если в период между 15 часами и 3 днями после рождения гусята будут общаться с человеком, именно его они будут считать своей мамой всю оставшуюся жизнь. Ученый Лоренц, открывший этот феномен, развлекался тем, что выращивал гусей, которые бегали за ним, как за мамой. Вот и ты держишься за юбку МарьИванны, хотя рядом, возможно, есть куда более подходящие кандидаты на роль твоего репетитора.

Вот какие из этого вытекают плюсы и минусы.

МИНУСЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Он не шарит в ЕГЭ, хоть и шарит в предмете (а иногда и в нем не шарит, но такие случаи мы уже не берем). Я утверждаю, что ЕГЭ — это система, которую нужно *****. Эта система состоит из теории, практики и знания формата. Теоретическую базу тебе действительно может дать учитель, но это лишь одна треть успеха. Министерство образования не ориентирует учителей на изучение всей системы экзамена. «А нам за это не доплачивают!» — фраза, которую ваши родители, возможно, слышали на родительских собраниях. И это правда. Чиновники ждут от школы только средненькой статистики, поэтому будут довольны и вашими 60 баллами. Поэтому у учителей просто нет стимула разбираться в ЕГЭ. Да и сами они в среднем пишут его на 75–80 баллов. Чего же ты хочешь для себя?

— Он оценивает тебя только по твоим отметкам. Потому что так оценивать он умеет. Этому его учили в пединституте, и это он делает каждый день на работе. То, что школьная успеваемость не имеет ничего общего ни с реальным знанием предмета, ни с ЕГЭ, его мало волнует. Это должно волновать тебя! Прежде чем пытаться угодить школьному учителю, подумай, сколько приоритетных дел есть в выпускном классе. Нужно ли тебе просто учить предмет? На школьном уровне? Не лучше ли сосредоточиться на экзамене и оценке на нем?
Ярослав Маков: Когда я готовился поступать на юрфак, я был полный ноль в истории — у меня все 10 лет была тройка. И если бы меня по этому оценивали, я бы пытался этой оценке соответствовать. Но я понимал, что она ничего не значит, и просто готовился.
У нас был ученик Юрий. Этот Юрий сдал профиль лучше, чем золотые медалисты в его школе. Это при том, что в начале года он не умел даже складывать дроби. Что, до сих пор веришь школьной оценке? А твой учитель верит.

Если готовишься с учителем, всегда рискуешь скатиться в домашку. Опять же потому, что учитель негибкий. Для него школа всегда будет главной. А разницы между школьным курсом и экзаменом он просто не замечает. Надо готовиться к ЕГЭ по русскому? Отлично, прорешаешь дз по русскому и подготовишься — это же одно и то же!

Вы с ним говорите на разных языках. Не жди от него ни мемов, ни понятных объяснений. Он будет идти по учебнику, как привык идти на работе. Всю ответственность за понимание, за поиск интересных примеров из твоего мира, за запоминание он переложит на тебя. «Это не я плохо объяснил, это ты плохо слушал». Ну, как всегда в школе.

— Он требует субординации не по делу, а чтобы была. Речь про школьные правила. Здесь, например, принято вставать, чтобы поприветствовать учителя. На индивидуальных занятиях от тебя, конечно, вряд ли будут требовать вскакивать с места, но остальные ритуалы общения вполне могут остаться. В первую очередь это касается восприятия тебя как личности. Для учителя ты всегда ученик. Ни о каком сотрудничестве тут не может быть и речи. Например, слышал ли ты от учителя фразу «ПОТОМУ ЧТО Я ТАК СКАЗАЛА»? Готов ли ты к тому, что любое объяснение будет заканчиваться ею? А вот фраза «я так считаю, но ты можешь с этим не соглашаться» — это уже красиво и по-взрослому.

Он использует устаревшие материалы и не умеет гуглить. Половина той теории, которую учитель собирается тебе рассказать за твои деньги, уже есть на сайтах, на Ютьюбе, в книжках. Смотри сам, готов ли ты платить за то, что можешь спокойно получить бесплатно.

Не ставит цели достичь результата, потому что школа — это не конкурентная среда. Учитель просиживает с вами уроки за определенные деньги: ему платят за часы, которые он проводит в аудитории. И, кстати, с частными занятиями получается та же штука: ты ведь по-любому заплатишь ему за проведенный урок. Его доход никак не зависит от качества подготовки и твоего успеха на экзамене. Тогда какой мотивации ты ждешь от него?

ПЛЮСЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Прежде чем будешь читать про плюсы, я должен тебе кое в чем признаться. На самом деле эти плюсы — не плюсы. Они никак не помогут тебе подготовиться к ЕГЭ. Честно. Я просто укажу на то, что может стать преимуществом школьного учителя по сравнению с непрофессионалом. Ну, сейчас ты и сам все поймешь.

+ Привычно. Тебе не нужно открывать гугл, кликать по таргетированной рекламе и прочее. Решение — здесь. Просто заниматься со своими учителями, которых ты знаешь уже шесть лет. Правда, никто не говорит, что самое легкое решение лучшее.

Не нужно никуда ездить. Занятия часто проходят в школе. Ты как будто остаешься еще на пару уроков. Это незаконно, зато удобно.

Можно улучшить свои оценки. Школьный учитель зарабатывает на тебе, и ему невыгодно, чтобы вы были в контрах. Естественно, если у него будет выбор: поставить тебе три или четыре, он выберет четыре. Ты же ему деньги платишь, кормишь его семью.

Учитель знает твой уровень, потому что он уже учил тебя: проверял твои дз, контрольные, вызывал к доске, он в курсе твоих слабых мест. Хороший репетитор или преподаватель на курсах подготовки потратит на выяснение твоего уровня 20 минут на первом занятии и будет так же хорошо осведомлен обо всех проблемах. Но вдруг тебе принципиальны эти 20 минут.

Вы уже знаете друг друга, поэтому можете пропустить стадию «притирки», которая иногда мешает в начале работы бок о бок с новым человеком. Но это будет плюсом, только если вы с учителем доброжелательно относитесь друг к другу. В противном случае ваша взаимная неприязнь будет только мешать подготовке.

Далее поговорим о подготовке со студентами.

***
Вы можете предложить свою тему для статьи, а мы найдём экспертов и опишем всё в подробностях.
Книга "Я и балл ЕГЭ"