Маков и Партнёры

Подготовка к ЕГЭ со студентом

В предыдущей статье мы поговорили о подготовке к ЕГЭ со школьным учителем, пришло время поговорить о студентах, подрабатывающих репетиторством. А также можно начать чтение книги с начала.

СТУДЕНТ


Считается, что студент — так себе вариант. Опыта нет, образования нет, да и сам еще, считай, ребенок. Как такому вообще доверять? Все не совсем так. Когда дело касается ЕГЭ, студент даст фору любому профи. Почему? Потому что он сам прошел через экзамены год, два или три назад. И потому что он помнит свои трудности и ошибки, а значит, сможет уберечь тебя от них.

Здесь, правда, другой вопрос: а зачем все это студенту? Будет ли у него достаточно времени и желания заниматься с тобой? Давай разбираться.

ПЛЮСЫ СТУДЕНТА:

+ Говорит с тобой на одном языке. Если ты думаешь, что это неважно, типа «я же как-то въезжаю в сложные объяснения учителей в школе», то ты очень сильно ошибаешься.

Способ донесения информации крайне важен. Вспомни, сколько тебе требовалось времени, чтобы запомнить длиннющие формулы по матану или систематику по биологии?Даже если ты в целом понимаешь суть и того, и другого! Но если тебе хоть раз объяснить теорему косинусов через мем или, скажем, зачитать рэпчик про Ивана Грозного, информация отложится сама собой. Студент умеет объяснять нестандартно, ведь он сам недавно сдавал и ему тоже было необходимо загрузить в голову эту тонну знаний. 

+ Дешево берет. Студент боится брать много за преподавание, так как, по-хорошему, не имеет права преподавать вообще. Отсутствие опыта тоже не позволяет ему заламывать заоблачную сумму. Поэтому занятия со студентами считаются дешевым способом подготовки. Это вообще никак не соотносится с качеством подготовки: ни в одну, ни в другую сторону.

+ Разбирается в дешевых (или даже бесплатных) методах подготовки. Скорее всего, он сам готовился с их помощью и поделится с тобой лайфхаками. Если нет, смело требуй этого у него! Вообще-то ты платишь ему деньги не просто за сидение с тобой рядом пару раз в неделю, а за реальную помощь. 

+ Ездит к тебе домой, потому что ему самому негде с тобой заниматься. Весьма спорный плюс, конечно. С одной стороны, время на дорогу туда-сюда сводится к минимуму. Но с другой стороны, расхлябанная атмосфера не даст тебе сосредоточиться на учебе. Ты не замечаешь этого, но ощущение своего дома очень расслабляет, и ты просто не можешь собрать себя в кучу. К тому же тебя могут запрячь убираться каждый раз перед вашим занятием, потому что «как не стыдно за свой свинарник перед чужим человеком!» Так что, по сути, сэкономленный час дороги ты вполне можешь тратить на вытряхивание придверного коврика.

МИНУСЫ СТУДЕНТА:

Зачастую не знает критериев проверки ЕГЭ. Он сам вполне мог сдать экзамен на высокий балл, он может шарить в предмете, как боженька, он может быть прекрасным человеком, но сути это не меняет. Теоретической методики проверки и оценки работ он не знает. И — что самое важное — скорее всего, не стремится ее узнать. А зачем? Ведь он сам сдал ЕГЭ без всяких методик, значит, и готовить без нее сможет нормально. Логично? На самом деле, нет. Учись видеть эту неправильную логику!

Часто неадекватно тебя оценивает. Ему либо наплевать на твой результат, либо, наоборот, он слишком тревожится за тебя (точнее, за свою репутацию). Если он пофигист, тебе будет даже хуже, чем со школьным учителем. Ведь у студента нет ни мотивации, ни глубоких знаний. Если же студент излишне волнуется, это тоже плохо, потому что есть риск заразиться необоснованной паникой и заниматься ею вместо подготовки. Результатом всего этого может быть то, что тебя просто бросят на полпути. Либо найдутся дела поважнее, либо человека доконает его гиперответственность. 

Не имеет опыта преподавания. Поэтому уроки не будут структурированными. Ты не будешь чувствовать, что движешься из точки А в точку Б. Вспомни, как ты радуешься, когда готовишь доклад и находишь какой-нибудь красиво выстроенный текст, который можно просто скопировать и вставить в свою работу. И насколько больше усилий требуется, если нужно выкапывать и соединять разрозненные куски информации из разных мест. Здесь то же самое. 

Закладывает слишком мало времени на занятия. Потому что для него это лишь подработка, а не дело, в котором он хочет развиваться. Помимо занятий с тобой, ему нужно и погулять, и подбухнуть, и пообщаться с друзьями. И поучиться, кстати, тоже, ведь в топовых вузах от студентов требуют очень многого. А если он не в топовом, быть может, тебе и не нужен такой репетитор?

Часто он такой же школьник, как и ты. Между вами нет субординации, и он боится ее ставить, потому что не чувствует своего авторитета. Поэтому есть риск, что вы будете весь урок болтать о музыке, а он получит за это деньги.

Недостаточно хорошо ориентируется в предмете. Я говорю про теоретическую базу. Она закладывает необходимый фундамент, чтобы сдать ЕГЭ. Студенту сложно отвечать на вопросы, требующие глубокого понимания предмета. А они подчас необходимы, чтобы вникнуть в то, что тебе может встретиться в самом экзамене.

Отдельный случай — это когда ты первый ученик. В этой ситуации не надейся на что-либо, потому что здесь ты выполняешь функцию подопытного кролика. На тебе учатся быть репетитором. Не думаю, что такая подготовка приведет тебя к победе. Пусть человек учится, здесь ничего плохого нет. Но пусть он учится не на тебе.

Резюме: такой способ подготовки весьма спорный в плане эффективности. Репетитор-студент — это не всегда плохо, но почти всегда.

Далее поговорим о подготовке с преподавателем из универа.

***
Вы можете предложить свою тему для статьи, а мы найдём экспертов и опишем всё в подробностях.
Книга "Я и балл ЕГЭ"