Маков и Партнёры

Принципы работы с учебником и конспектом

Итак, я рассказал, как работать с информацией в целом, переходим к работе с конспектами и учебниками. Или ты можешь начать чтение книги с начала.

0. Читаем учебник всегда с ручкой


Я специально выношу этот пункт под номером ноль, потому что на этом принципе реально строится все обучение.

Даже в метро в час пик, даже в трясущейся маршрутке учебник ты должен читать с ручкой. Поля учебной литературы должны быть сплошняком в пометках. Неважно, какой именно материал ты читаешь: учебник для вузов с тонной подробностей или твой школьный учебник, где только самое необходимое.

1. Подчеркиваем все, что можно подчеркнуть


И не по одному разу! Все, что тебе кажется важным, ты должен выделить (а еще лучше — выделить и снабдить закладкой). Не нужно жалеть книгу только потому, что она новая и ты только что потратил на нее шестьсот рублей. Книга (особенно учебная) — это носитель. Она служит определенной цели. И главное в ней — информация. Ты работаешь не с книгой, ты работаешь с ее смыслом, с ее ценностью — с информацией.

Откуда такое отношение к книгам


В Средневековье к книгам относились максимально трепетно, потому что это был продукт ручной работы. На изготовление одного экземпляра уходила куча драгоценностей: натуральная кожа на переплет, золото на тиснение, металл на скобы, долговечные чернила, кисти, труд писцов и каллиграфов. А поскольку каждая книга стоила немереных денег и трудов, в нее заносилась только самая ценная информация. Тематика у этих книг была в основном религиозной.

Владели книгами либо богачи, либо целые институты (например, институт церкви). Простым смертным приходилось заучивать содержание наизусть, так как никто саму книгу им бы не доверил. Так распространялись многие религии. Оттуда же идет правило, по которому каждый мусульманин должен знать Коран наизусть.

Сейчас книги выходят многотысячными тиражами, а содержание некоторых из них вряд ли можно назвать ценным. В нашем веке информации сама информация потеряла свой былой вес (хотя бы потому, что ее объем удваивается каждые два года). И важен лишь мизерный процент избранной информации. И вот чтобы выискать этот мизер, нам сегодня просто необходимо работать ручкой, подчеркивать и «марать» книги. Кстати, пора избавиться от этого слова. «Марать» значит портить.

Мы книгу не портим, мы с ней работаем.

2. Выносим в конспект только ключевые моменты


После того как ты подчеркнул все, что показалось тебе важным, ты начинаешь резать эту избранную информацию, выискивая тот самый золотой 1%. Настоящее сокровище, самую суть. Именно это перемещается в твой конспект, то есть в те самые таблицы и схемы, с которыми тебе предстоит работать дальше. Но! Ты не убираешь остальные закладки! Они остаются у тебя на все время подготовки, и ты постоянно возвращаешься к ним. Закладками может быть помечена подробность, удачный пример или красивое объяснение теоремы.

3. Все, что можно зарисовать, зарисовываем


Мы с тобой принадлежим к поколению, которое известно своим клиповым мышлением. Это значит, что нам легче запомнить символ, чем слова. Наше восприятие так устроено: мы выхватываем из мира картинки и мыслим в основном образами (даже если у тебя в голове сейчас крутятся схемы или уравнения). Поэтому, кстати, современные учебники стараются снабдить кучей символов и значков. Один значок для определения, второй — для вопросов на самостоятельное изучение, третий — для исторической справки.

Эти символы реально очень полезные. Они не только облегчают навигацию по учебнику, но и создают в нашем мозгу определенные связи. Их некоторые психологи называют «якоря». Работают они так: каждый рисунок мозг привязывает к определенному действию (заучивание для определения, размышление — для вопросов после параграфа). В следующий раз, когда ты видишь знакомый символ, твой мозг автоматически готовится выполнять то самое действие. 

Этот же лайфхак можно и нужно использовать при работе с информацией. Разработай собственный лист условных обозначений и отмечай ключевые моменты в тексте соответствующим символом на полях. Делай свои картинки максимально своеобразными! Так они глубже засядут в голову, и на экзамене ты без труда достанешь нужную информацию из памяти. Ведь по сути ты создаешь мем.

Точно так же шифруй другие ключевые моменты и будь спокоен — на ЕГЭ все вспомнится само собой.

4. Оставляем первую тему на потом


В любом предмете. Всегда. Первая тема занимает больше всего времени при подготовке и меньше всего пригождается на экзамене. Я до сих пор не понимаю, как это работает, но это факт. Первая тема всегда самая бесполезная. Поэтому начинать запоминание нужно со второй, с третьей, с четвертой темы. И каждый раз с разной!

К первой теме ты все равно вернешься в конце, когда в момент паники начнешь все повторять — как? — правильно, опять линейно. С этим ничего не поделаешь, здесь эмоции берут верх, ничего страшного. Главное, что ты по-любому вернешься к первой теме и по-любому ее охватишь.

5. Не стремимся запомнить все и сразу


Твоя задача на стартовом этапе — понять, чего ты не понимаешь. Поэтому не стоит пытаться решить все и сразу. Не бывает так, что в начале подготовки ты уже знаешь и понимаешь абсолютно все. Так что не обманывай себя, а лучше честно выпиши, в чем ты действительно силен, а на что нужно дополнительное время. Сейчас ты не сдаешь экзамен и можно открыто признать свои слабые места. Во имя того, чтобы к самому ЕГЭ быть уже во всеоружии. Если не знаешь, как определить свои слабые места, приходи к нам на диагностику знаний.

Конспект раздела:


  • Я всегда читаю учебник с ручкой.
  • Подчеркиваю важное + использую закладки и цветные стикеры.
  • В конспект выношу только ключевое (он должен быть коротким и четким).
  • Придумываю систему условных обозначений, чтобы натренировать мозг работать с “якорями”.
  • Первую тему оставляю на потом.
  • Не пытаюсь быть самым умным, честно признаюсь себе в том, чего еще не знаю.

Принципы использования информации


Работа с тестами


При работе с заданиями есть один ключевой принцип. Его можно выписать красивыми буквами, вставить в рамку и повесить у себя над столом, чтобы каждый раз видеть. 
0. При решении тестов мы никуда не подглядываем
Все. Это табу. Навсегда. Если ты выполняешь задание, ты находишься на этапе проверки. Твоя задача — понять, чего ты не знаешь и что ты забываешь. Даже если ты всегда знал, что Петр Первый умер в 1725 году, а вот сейчас, вот конкретно в эту минуту, когда тебе встретился такой вопрос, забыл, значит, твоих знаний недостаточно. Не нужно обманывать себя. Конечно, когда ты подсмотришь в конспект или Википедию, ты сразу же вспомнишь дату. Возможно, вспомнишь даже раньше, еще не увидев, а только переворачивая страницу. И тогда получается, что как бы даже не подсмотрел, ведь вспомнил-то сам. Но проблема в том, что на экзамене у тебя не будет доступа к учебнику. Вообще никакого. Даже если для вспоминания тебе нужно просто полистать странички. Поэтому не привыкай к этому бесполезному стимулу.

1. Выписываем все, что не знаем или забыли, в отдельный чек-блокнот


Заведи себе специальную тетрадь или блокнотик и используй для записи тех тем, на которых прокололся в тестах. Очень важно, чтобы это был отдельный носитель, который можно пролистать и посмотреть динамику. Если ты будешь выполнять тесты регулярно, записи будут появляться тоже регулярно. И со временем проколов должно становиться все меньше и меньше. В какой-то момент останутся только самые трудные конкретно для тебя места, на которые ты отведешь специальное время в своем распорядке дня.

2. Практикуем тесты в нескольких режимах


В любой работе есть понятие скорости и понятие качества. Обычно люди выбирают: либо сделать что-то быстро, но схалтурить, либо качественно, но потратить много времени. А вот в тестах ЕГЭ тебе нужно и то, и другое. Самое эффективное средство — это решать тесты в нескольких режимах:

ТЕСТ НА ВРЕМЯ

Садишься, засекаешь на таймере 15 минут и решаешь тестовую часть. Закончилось время — закончил решать, отчеркнул задания, которые не успел сделать, и выписал свой результат в свой чек-блокнот. Здесь тебе важно время, за которое ты успеваешь пройти тестовую часть. В идеале к марту любой тест по любому предмету ты должен решать за 30 минут. Стабильно. Вот такой вот норматив. На самом экзамене отведи на него в два раза больше: 60 минут. Потому что там тебе предстоит еще красиво заполнить бланк.

ТЕСТ НА КАЧЕСТВО

Садишься и решаешь тест, пока все не решишь. Качественно. Но никуда не подглядывая, нулевой принцип работает всегда! В конце смотришь, сколько времени у тебя ушло на решение. Выписываешь результат в чек-блокнот. По мере практики твое время должно приближаться к тем необходимым 30 минутам. В конце качество и скорость должны сравняться, то есть ты должен будешь решать любой тест за 30 минут и максимально хорошо.

Далее обсудим, как ЕГЭ сказывается на твоих отношениях с близкими.

***
Вы можете предложить свою тему для статьи, а мы найдём экспертов и опишем всё в подробностях.
Книга "Я и балл ЕГЭ"